Сигналами можно отразить образ жизни животных: сумеречный - и ночной образ жизни обозначить полудиском луны, дневной образ жизни — изображением солнца, сидячий образ жизни или активное передвижение — рядом соответствующих условных значков (рис. 9, 10).
Системы органов тела животных отобразить в виде обобщенных рисунков-сигналов несколько труднее, так как их строение нельзя чрезмерно упрощать. Поэтому чаще приходится ограничиваться схематическим изображением отдельных органов. Различия в кровеносной системе, например, можно отразить, изображая схематически сердца разных типов: сердца — кольцевые сосуды, трубчатое, мешкообразное, двухкамерное, трёхкамерное и четырехкамерное сердце (рис. 11). Кровеносная система незамкнутая может быть изображена сплошным и прерывистым полукольцами; кровеносная система замкнутая, с одним кругом кровообращения — кольцом со стрелкой;, кровеносная система с двумя кругами кровообращения — двумя разными по величине кольцами, соединенными между собой (рис. 12).
Развитие без превращений можно показать схемой: «маленький треугольник — стрелка — большой треугольник», а развитие с превращениями — «маленький треугольник — стрелка — большой квадрат» (рис. 13).
Описание различных сигналов можно было бы, разумеется, продолжить. Рассмотрим, однако, возможности использования рисуночного письма, например при изучении членистоногих и млекопитающих.
Обобщающий урок по теме «Тип Членистоногие» целесообразно провести после ознакомления с организацией и жизнедеятельностью насекомых. Познакомив учащихся с задачами урока, учитель может предложить следующие вопросы: где в природе можно встретить членистоногих? Какие среды жизни они заселили? Каково положение типа членистоногих среди других типов животных по числу видов? Что характерно для членистоногих во внешнем строении? Чем покрыто тело этих животных? Что происходит с покровом членистоногих при росте и развитии и почему? И т. п.
После ответа на каждый из вопросов учитель подводит итог, дает краткую формулировку ответа и изображает на классной доске (или демонстрирует заранее подготовленный на бумаге) соответствующий сигнал. Формулировки обобщений и рисунки-сигналы к ним могут быть следующими (см. табл. 2).
Отобранное нами содержание характеристики членистоногих может быть дополнено сведениями о величине и симметрии тела, способности к регенерации и пр.
Рисуночное письмо при изучении млекопитающих целесообразно использовать во время обобщения материала об особенностях строения и образа жизни животных рассматриваемого класса. Поставив перед учащимися задачу — составить общую характеристику млекопитающих,— учитель может предложить им назвать представителей класса, привлечь внимание к нескольким объектам, изображенным на стенных таблицах, и путем постановки соответствующих вопросов организовать работу по вычленению признаков, характеризующих изучаемую группу животных. Можно предложить такие, например, вопросы: какие среды жизни населяют млекопитающие? Какое место по числу видов занимают эти животные среди животных типа хордовых? Каков уровень организации млекопитающих? Что способствует более совершенному (по сравнению с пресмыкающимися) передвижению млекопитающих? Какие способы передвижения развиты у них? Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся и земноводных? Какие железы обнаруживаются у млекопитающих при их внешнем осмотре? Каковы отличия в строении органов чувств млеко<-- питающих? Каковы особенности их зубов? Какие зубы различают у них? И т. п.