Умение описывать покрытосеменные растения формируется в процессе фронтального выполнения учащимися лабораторной работы № 1. К работе предлагается следующее руководство. Цель работы), научиться описывать и определять цветковые растения.
Оборудование: живые растения и определительные карточки.
Ход работы
I. Установить местообитание растения (лес,: луг, болото, водоем, поле, сад, огород).
II.Составить описание особенностей внешнего строения растения по плану:
1. Корневая система (стержневая, мочковатая; корни главный, боковые, придаточные).
2.Побеги (надземные, подземные).
3.Лист (простой, сложный, жилкование).
4. Соцветие (кисть, колос, зонтик, корзинка, сережка).
Цветок (формула цветка).
5.Плод (сухой, сочный).
III. Определить систематическое положение растения: а) царство, б) отдел, в) класс, г) семейство, д) род, е) вид.
Учащиеся выполняют I и II задания самостоятельно, Умение определять растения предполагает знание особенностей структуры определителя (или определительной карточки) и правил пользования ими. Поэтому выполнению задания предшествует обучение работе с определителем.
Учитель объясняет структуру определительной карточки, говорит, что Она состоит из тез и антитез, цифр слева и справа. В тезах названы одни признаки растений, в антитезах противоположные тем, которые приведены в тезах. Слева теза обозначена порядковым номером, а антитеза — нулем. Справа в конце каждой тезы стоит или цифра или название семейства, вида. Обычно названия выделяются курсивом.
Учитель предлагает школьникам ознакомиться с определительной карточкой и выполнить упражнение: 1) сосчитайте, сколько тез и антитез приведено в данной карточке; 2) прочитайте первую тезу и антитезу; сравните их содержание; установите, чем отличаются признаки, указанные в тезе и антитезе; 3) сосчитайте, сколько тез и антитез заканчивается цифрами и сколько — названиями семейств или видов.
Далее учитель формулирует правила определения:
1.Определение растения начинайте с чтения первой тезы. Проверьте, совпадают ли признаки первой тезы с признаками определяемого растения. Если признаки тезы соответствуют признакам растения, то обращайтесь к цифре, которой заканчивается теза. Данная цифра укажет номер следующей тезы для продолжения определения.
2.Если признаки тезы не соответствуют признакам изучаемого растения, то следует обратиться к антитезе и опять проверить, совпадают ли ее признаки с признаками растения. В случае их соответствия обращайтесь к цифре, которой заканчивается антитеза. Данная цифра укажет номер следующей тезы для продолжения определения.
Составленное учащимися описание, знание структуры определительных карточек и правил определения позволяют им найти, к какому семейству, роду и виду относится изучаемое растение.
После работы с определительными карточками учитель знакомит учащихся со значением изученного вида в природе и жизни человека. В дальнейшем школьники устанавливают значение изучаемых растений самостоятельно.
Третье условие предполагает обучение учащихся свободному оперированию систематическими понятиями и использованию приобретенных умений в новых ситуациях при изучении растений разных семейств.
С этой целью для уроков отбираются растения с учетом местных условий и формулируются задания для работы с ними. Специально разрабатываются домашние задания, предусматривающие изучение растений в окружающей природе. При проверке знаний используется природный материал, таблицы, схемы, аппликации, иллюстрации, диапозитивы, графические диктанты, нумераторы и др.
Так, при развитии понятий «вид», «семейство)», «класс» наиболее эффективным является заполнение таблицы (См. табл. 1) и формулирование вывода о том, к какому семейству и классу относятся данные виды растений. При развитии понятия «род» можно использовать схематические рисунки или аппликации. Например, при изучении семейства розоцветных учитель с помощью рисунка или аппликации показывает особенности строения цветков и плодов шиповника, вишни, яблони, земляники. Учащимся предлагается сравнить органы перечисленных растений и найти отличительные особенности, на основе которых растения относят к разным родам: род Роза, род Вишня, род Яблоня, род Земляника. После проведенной беседы учащимся предлагается зарисовать схемы строения цветков в тетрадь (см. рис. 3).