Возможны различные варианты для установления связей между систематическими, экологическими и природоохранительными понятиями. Приведем пример одного из них.
На примере редьки дикой учащиеся подводятся к пониманию того, что отношение человека к растениям одного и того же вида может быть различным в зависимости от его местообитания. Редька Дикая как сорное растение огорода, поля, сада подлежит уничтожению, а редька дикая, произрастающая в других местообитаниях (пустырь, луг и т. п.), должна быть сохранена как представитель живой природы.
При изучении многообразия растений семейства важно установить связь систематических понятий с мировоззренческими, нравственными, эстетическими, этическими и др. Так, при выявлении сходства и отличий в строении растений одного семейства необходимо найти их причину. Причина сходства — родство этих растений, возникшее на основе общности происхождения. Причина отличий — изменчивость. Причина и следствие — понятия мировоззренческие.
При изучении многообразия растений семейства пасленовые необходимо начать осуществление антиникотиновой пропаганды. И при изучении любого семейства нельзя забывать об эстетическом воспитании учащихся — для этого имеются широчайшие возможности.
Четвертое условие наиболее успешно реализуется на обобщающем уроке по теме.
Основой урока может служить конструирование на доске схемы «Классификация цветковых растений». Составление такой схемы помогает создать у учащихся целостную картину многообразия цветковых растений и их родства. Методическая ценность ее использования заключается в возможности эффективно организовать работу школьников при повторении, закреплении, систематизации и обобщении знаний.
Рассмотрим методику использования данной схемы.
Заранее, до начала урока, учитель на доске по горизонтали записывает название таксонов, а по вертикали под словом «вид» учитель записывает названия нескольких видов разных семейств и классов и размещает изображения соответствующих растений (можно использовать открытки).
В начале урока, сообщив учащимся тему, учитель ставит перед ними задачу: изобразить классификацию представленных на доске видов растений.
Решение этой задачи осуществляется в ходе беседы с использованием следующих вопросов и заданий:
1.Что такое классификация, в какие группы объединяются растения?
2.Что такое вид; сколько видов изображено на таблице, сколько всего их насчитывается на нашей планете?
3. В какую группу объединяются виды?
4.Объедините представленные виды в роды, сосчитайте, сколько их, дайте им названия. (Учитель на доске показывает стрелками объединение видов в роды. Под таксоном «род» вертикально записывает названия родов.)
5.Почему василек синий и василек полевой объединяются в один род?
6.Почему василек полевой и ромашка лекарственная относятся к разным родам?
7. В какую группу объединяются роды?
8.Какие семейства мы изучили? По каким признакам определяют семейства?
9.Объедините роды в семейства. Сколько образовалось семейств? Приведите их названия, (Учитель стрелочками объединяет роды в семейства и сообщает учащимся, что все цветковые растения объединяются в 390 семейств.)
10.В какие группы объединяются семейства? По каким признакам цветковые растения относят к двудольным? к однодольным?
11. О чем свидетельствует тот факт, что класс двудольных насчитывает 325 семейств, а класс однодольных всего 65 семейств?
В характеристику того или иного типа (класса) можно ввести сведения об особенностях местообитания животных и обозначить их соответствующими сигналами. Так, если животные обитают в лесах, то можно изобразить схематично лиственное и хвойное дерево, в степях — ровную поверхность с «травой», в горах — силуэт горы, если основные места обитания — озера, реки, ручьи, то схематически изображаются эти водоемы (рис. 8). При разработке сигналов такого характера можно воспользоваться условными обозначениями, применяемыми в школьных атласах по географии.