Особое значение для реализации третьего условия приобретает умение учащихся решать биологические задачи. Использование этого метода предполагает оперирование всеми систематическими понятиями в их взаимосвязи.
Рассмотрим методику обучения учащихся решению задач подобного рода.
Задача. Определите систематическое положение подсолнечника однолетнего в царстве растений.
Для решения этой биологической задачи необходимо, исходя из ее условий, сформулировать, что уже известно, затем уточнить, что неизвестно, найти способ ее решения (установить, какие знания надо использовать, чтобы найти неизвестное) и проверить правильность полученного ответа.
Условие этой задачи можно записать так.
Известно:
1.Вид подсолнечник однолетний.
2.Род — Подсолнечник.
3.Царство —Растения.
Требуется определить, какому семейству, классу, отделу принадлежит данное растение.
Способ решения задачи заключается в нахождении во внешнем строении подсолнечника признаков, характерных для семейства, класса, отдела, к которым относится это растение. Признаками семейства являются особенности строения цветка и плода, поэтому, используя таблицу, учитель рассказывает об их строении. Затем, пользуясь карточкой для определения некоторых семейств цветковых растений, учащиеся сами устанавливают его название. Рассматривая строение корневой системы, листьев и семян подсолнечника однолетнего, определяют, к какому классу он относится.
Ответ к задаче можно записать следующим образом: вид — Подсолнечник однолетний, род — Подсолнечник, семейство — Сложноцветные, класс — Двудольные, отдел — Покрытосеменные (Цветковые), царство — Растения.
Важно использовать задачи и на доказательство. Например: докажите, что фасоль обыкновенная относится к семейству бобовых.
Решение- задач возможно и при проверке знаний. Так, учащимся можно предложить в живых букетах, гербариях, коллекциях, наборе открыток или иллюстраций найти растения, относящиеся к изученным семействам, и доказать принадлежность растения к данному таксону.
Систематические понятия закрепляются и развиваются при выполнении учащимися правильно разработанных домашних заданий. Творческий характер их возможен, если использовать природное окружение, не забывая при этом об охране растений.
Приведем примеры домашних заданий:
1.Соберите плоды 2—3 растений семейства розоцветных, произрастающих в окружающей природе. Оформите коллекции.
2.Найдите в окружающей природе цветущие растения семейства сложноцветных. Подсчитайте, сколько семян может образовать одно соцветие, одно растение.
3. Если бы вы стали агрономом, какие растения семейства бобовых выбрали бы для выращивания на полях?
4. Выясните, какие растения семейства лилейных произрастают в вашей местности. Какие из них подлежат охране?
Четвертое условие предполагает включение систематических понятий в систему основных, ранее сформированных понятий учебного предмета: общебиологических, мировоззренческих, нравственных, природоохранительных, эстетических и др.
Данное условие важно соблюдать при изучении темы в целом, хотя и не на каждом уроке в полной мере.
Установить связь систематических понятий с морфологическими, экологическими и природоохранительными в большей степени удается при изучении типичного представителя каждого семейства. Например, при составлений описания растения и определении его систематического положения в живой природе учитель предлагает учащимся подчеркнуть в тетрадях одной чертой сначала название систематической категории «класс», а затем — морфологические признаки, по которым его можно определить; двумя чертами — термин «семейство» и соответствующие ему признаки (Связь с морфологическими понятиями.)