Девятый раздел посвящен образованию столбиков, так Гете называет пестик. В конце раздела приводится пример чередования таких явлений как «расширение» и «сжатие». Сами по себе эти понятия не были развиты дальнейшими исследователями, но они характеризуют пытливую мысль Гете, который почти подошел к идеи о стадийном развитии растений.
Десятый раздел рассказывает о плодах, одиннадцатый о семенах, причем и здесь также говорится о «сжатии» и «расширении».
Для целостного понимания работы Гете важен двенадцатый раздел. В нем автор делает своеобразный итоговый отчет о своем исследовании. Что же пытается он постичь в рассматриваемом разделе своей небольшой работы? Во первых, он замечает: «мы проследили внешнюю форму растения во всех превращениях, от ее развития от семени до нового образования такового» ( Гете И.В.,1957, с.45). Во вторых, далее он пишет: «мы направили наше внимание на проявление тех сил, с помощью которых растение постепенно видоизменяет один и тот же орган» (Гете И.В., 1957, с.46). В заключении, Гете выводит необходимость рассказать о почках, так как они скрыты под каждым листом, а именно из листьев, сопровождающих узлы, выводились все формы растений.
Про почки сказано в тринадцатом разделе. Здесь автор делает, подчас, не совсем верные выводы из своих наблюдений (например, о родстве почек с семенами), но право же, его можно простить, прочитав прекрасные иллюстрационные описания, вроде нижеприводимого: «почка состоит из более или менее развитых узлов и листьев, обеспечивающих дальнейший рост Боковые ветви, возникающие из узлов растения, должны, очевидно, рассматриваться как особые растеньица, которые также держатся на материнском теле, как последнее - на земле» (Гете И.В., 1957, с. 47).
Следующие три раздела носят названия: «Образование сложных цветов и плодов», «Проросшая роза» и «Проросшая гвоздика». Здесь доказывается авторский тезис о том, что природа заканчивает развитие растения цветком, высшей стадией (по Гете) своего роста.
Семнадцатый раздел, он называется «Линнеева теория антиципации» интересен для понимания отношения Гете к работам основателя «новой ботаники». Его восхищение Линнеем, на первых порах изучения растений, в дальнейшем подвергается изменению и доходит до здравой способности спорить с этим авторитетом науки. Если в начале своего «ботанического пути» Гете признается, что «после Шекспира и Спинозы самое сильное влияние оказал на меня Линней»( цит. по Кон Ф., 1901 с.80), то с годами у него появляется и иное мнение
Заканчивается работа Гете кратким резюме, которое так и называется «Повторение». Растение, по его мнению, проявляет двоякое свойство своей жизненной силы. Первое - образование стебля и листьев, т.е. рост и второе - размножение, заканчивается цветками и плодами. Он также пошел далее своих предшественников в направлении сокращения числа основных органов. Было высказано предположение, что основным элементом строения тела растения является лист, который изменяется на протяжении онтогенеза, давая новые образования, одинаковой с ним природы. По Гете, как уже было отмечено, все органы растения, начиная с семядолей и кончая корнем, это видоизменение листа.
Если говорить о научной значимости теории метаморфоза Гете, то вполне можно согласится с мнением В.И. Вернадского, который видел ценность научного наследия поэта-натуралиста, не столько в конкретном фактическом материале, сколько во вкладе в единый «научный аппарат» мирового естествознания, «в котором растворилась, но не пропала научная жизненная работа натуралиста Гете» (Вернадский В.И., 1981, С.247). Идея целостного изучения природы, невозможность разделения ее на независимые друг от друга части, ариадниной нитью проходит через все описание ботанических изысков великого поэта.