Гёте. Учение о метаморфозе растений
Иоганн Вольфганг Гете был не только знаменитым поэтом, но и известным естествоиспытателем, натуралистом. Его постоянный интерес к исследованию природы принимал самые причудливые поэтические формы. Источником творческого вдохновения, научного и поэтического, для Гете очень часто служил разнообразный растительный мир, в том числе и лекарственные растения.
Гете увлекся их изучением в Веймаре, среди “высокообразованного по тому времени веймарского круга, где вкус и знание, наука и поэзия стремились действовать сообща, где серьезные основательные исследования и радостная живая деятельность непрестанно состязались между собой”. Традиционное приготовление местными знахарями лечебных бальзамов из смолы хвойных деревьев дало повод Гете “обратиться к изучению тонких бальзамических соков”. Широко распространенная в окрестностях города горечавка позволила Гете “ближе знакомиться с этим богатым родом по различным его представителям, рассматривая их цветки, особенно же их целебный корень”.
Особую роль в развитии интереса Гете к изучению растений сыграл Вильгельм Генрих Бухгольц, придворный аптекарь и владелец единственной в то время аптеки в Веймаре, который помимо своей фармацевтической деятельности с “похвальной любознательностью занимался естественными науками”. В своих садах Бухгольц выращивал не только известные лекарственные растения, но также, с научной целью, более редкие, недавно открытые. Несомненную пользу Гете-ученому принесло соседство Йенского университета, где “уже давно с деловитостью и усердием осуществлялось разведение лекарственных растений”.
Биология обязана Гете созданием целого раздела - учению о форме (морфология). Работы Гете появились в самом конце Классической эпистемы, в конце XVIII века. Они поистине были лучом света, среди нагромождения многочисленных систематизированных и бессистемных исследований в неведомой дотоле области знания о строении растительных тел, той области, которой он дал название «морфология».
Основой нового, созданного Гёте учения о метаморфозе растений явилось его утверждение о превращении одних органов растений в другие и о существовании одного исходного органа, превращением которого образуются все остальные – чашечка, венчик, тычинки и пестик. Таким исходным органом Гёте предложил считать лист. Эта идея нашла полное подтверждение в ряде последующих исследований и живет в науке до наших дней. Иллюстрацией ее может служить хотя бы известный пример цветка водяной лилии, в котором можно видеть переход зеленых листьев чашечки в белые лепестки венчика и далее переход лепестков в тычинки.
Морфология растений как наука начала свое существование с опубликования работы Гете «Опыт объяснения метаморфоза растений» (1790г.), где он не только ввел в науку само понятие «морфология», но и дал образцы блестящих сравнительно-морфологических исследований. К этой работе тесно примыкает изложение морфологических взглядов в стихотворной форме в произведении «Метаморфоз растений» (1798г.). Гете объяснил природу основных растительных образований: клубней и плетей (столонов), почек (зачаточных побегов) и самое главное - бутонов и цветков. Он не только описал факты различных метаморфозов, но и дал их объяснение («утончением соков» в растениях) и классификацию. Его гениальной догадкой было объяснение природы плодолистика как видоизмененного листа. Его воззрения относительно листовой природы всех органов сейчас могут показаться спорными, но принципы и задачи новой науки не вызывают сомнения, хотя поиск архетипа - «прарастения» может вызвать у кого-либо удивление.
В ХIX веке представления Гете получили дальнейшее развитие в трудах крупнейших ботаников. В частности, листовая природа плодолистика была научно доказана в трудах Р. Броуна (1822, 1833, 1836 г.) и О.П. Декандолля (1827г.)» (Культиасов И.М., Павлов В.Н., 1972 - С.71).