Борьба женщин за свои политические права началась на Западе с XVIII века. Особого упоминания заслуживают две женщины, ставшие авторами первых работ, посвящённых защите собственных прав. После того, как во Франции появилась "Декларация о правах человека", француженка Олимпия де Гуж в 1789 году (это год Великой Французской революции) опубликовала "Декларацию прав женщин". Как и многие философы эпохи Просвещения, Олимпия де Гуж утверждала, что условия жизни, воспитание и образование являются куда более важными факторами, чем различия между полами. Олимпия де доказывала, что женщина не глупее, не слабее, не более зависима - она такая же как мужчины. Просто она другая, но она не ниже и не хуже, и на этом основании ей должны быть предоставлены равные права с мужчинами.
Одной из первых женщин, начавших борьбу за равные с мужчиной права, стала также англичанка Мери Уолстоункрафт (в 1792г. она написала книгу "Защита прав женщин"). Мери Уолстоункрафт утверждала, что если женщинам дадут такие же права и возможности, как и мужчинам, то потенциал человечества увеличится вдвое и оно приблизится к совершенству. В Англии, где буржуазная революция произошла ещё в середине XVII века, к концу XVIII века идеи либерализма были достаточно распространены, но либеральное законодательство касалось только мужчин. Мери Уолстоункрафт переводит либеральные права в другой ракурс, уже по отношению к женщинам. Работы Олимпии де Гуж и Мери Уолстуонкрафт, поддержавшие и развившие идею равноправия, выдвинутую мыслителями Просвещения, имели огромное значение для феминистского движения. Важной эпохой в развитии феминизма стала также работа английского экономиста и общественного деятеля Джона Стюарта Милля "Зависимость женщин", опубликованная в 1869 году
Если в XVIII в. были только отдельные воззвания в защиту прав женщин, то в XIX веке в Англии возникает женское политическое движение за равные политические права с мужчинами. Женщины требуют получения права участвовать в выбора вместе с мужчинами. Это были знаменитые английские суфражистки (англ. слово "suffrage" означает право голосовать). Суфражистками называли женщин, требовавших предоставления им избирательных прав. Борьбу суфражисток поддержали социалисты и коммунисты. Оба движения выступали за равные политические права мужчин и женщин.
В начале ХХ века женщинам начинают предоставлять равные политические права с мужчинами. Новая Зеландия была первой страной, где это было сделано. Она ещё в 1898 году, в самом конце XIX века, предоставила равные политические права мужчинам и женщинам. Затем идут некоторые штаты Соединенных Штатов Америки. Затем Россия, где после Октябрьской революции в 1917 году большевики, придя к власти, уравнивают права мужчин и женщин. Женщины Британии добились права участвовать в выборах в 1918 г. Те страны, которые вовлекаются в процесс модернизации, присоединяются к предоставлению женщинам политических прав. Сейчас остаются страны, где женщины не имеют равных политических прав с мужчинами - это некоторые мусульманские страны. На всем протяжении ХХ века страны, которые втягиваются в западную орбиту, где происходит модернизация, предоставляют женщинам политические права.
В ХХ веке меняется сам образ жизни женщин. Они получают не только образование (в развитых странах это было уже в XIX веке), но и доступ к интеллектуальным профессиям. Появляются первые женщины юристы, врачи, профессора, ученые и т.д. Во второй половине ХХ века, с возникновением средств контрацепции, женщина получает контроль над собственным телом, контроль над рождаемостью. Она уже менее подчинена природным особенностям своего тела, своего пола, она делает самостоятельный выбор в вопросе рождения детей. Эти события в истории Европы известны как "сексуальная революция", понятие, обозначающее, что, становясь независимой от деторождения, женщина получает и большую свободу в сексуальном поведении.
Культурологические исследования гендерных проблем во многом связаны с феминизмом. Феминизм - широкое общественное движение и философское течение, центральными вопросами которого являются вопросы о месте и роли женщин в обществе (4, с. 209).
Феминизм не представляет собой единого течения, он очень разнообразен. В своей уже упомянутой выше книге "Второй пол" (2) Симона де Бовуар утверждает, что хотя женщины добились равных политических прав, их культурное, социальное и экономическое влияние не выходит за пределы маргинального (пограничного). Женщины по-прежнему остаются на периферии культуры. Они живут в мире мужской культуры и мужских ценностей. Симона де Бовуар считает, что равных политических прав женщины добились, но реальное социальное равенство не достигнуто.