В современном социально-гуманитарном знании произошёл целый ряд таких познавательных "поворотов", как социоисторический, антропологический, гендерный, лингвистический, визуальный, когнитивный. Понятие познавательный "поворот" обозначает качественные изменения в системах производства знания и его передачи. "В содержании этого понятия фиксируется определённый сдвиг в теории и практике познания, выражающийся в изменении ракурса рассмотрения объекта, определения предметной области, самопонимания познающего субъекта" (1, с.11).
В культурологическом знании отчётливо представлен сравнительно новый аспект рассмотрения культуры, получивший название гендерного (от английского слова "gender", обозначающего грамматический род). Гендерный подход появился в культурологии достаточно недавно. Гендерные различия стали специальным предметом целого направления культурологических исследований лишь во второй половине века. Рассмотрение человека оставалось в значительной степени абстрактным, пока шла речь о неком существе "среднего рода", в то время как в реальной жизни, по словам поэтессы, "разделились беспощадно мы на женщин и мужчин". "Разделение" на женщин и мужчин приводит к реальному существованию двух вариантов культуры - мужского и женского, представляющих собой две субкультуры. Естественно, что возникает вопрос о специфике каждой из этих субкультур, об иерархии отношений между ними, об эволюции каждой из них.
Обратившись к обыденному сознанию и опыту, можно зафиксировать существование неких "общепринятых" представлений о мужчинах и женщинах. Если попытаться сформулировать эти представления, многие из которых являются в большей или меньшей степени мифологичными, то они будут следующими:
женщина слабее мужчины;
женщина руководствуется чувствами, а не разумом;
важнейшая функция женщин - деторождение;
мужчины активны, женщины пассивны;
женщины подчинены мужчинам.
Все эти обыденные представления фиксируют более низкий социальный статус женщины, чем мужчины, что проявляется даже в языке. Лингвисты заметили, что в целом ряде языков одно и то же слово обозначает "человека" и "мужчину" (например, в английском и украинском языках).
Что позволяет говорить о "мифологичности" вышеперечисленных суждений? Миф отличается от истины тем, что он создает некий образ, за которым отнюдь не всегда стоит реальность. Так, например, одним из наиболее распространённых "гендерных мифов" является мнение о том, что мужчины безусловно способнее ("умнее") женщин особенно в технических и математических науках.
В этих стереотипах так называемой "традиционной гендерной мифологии" фиксируется более низкий социальный статус женщины, чем мужчины. Истоки этих представлений обнаруживаются в глубокой древности: каждая из национальных мифологий по-своему объясняла различия между мужчинами и женщинами в рамках религиозно-мифологической картины мира. Рассмотрим в качестве примера христианскую мифологию, в основе которой лежит ветхозаветная мифология. Согласно иудейскому преданию, Бог вначале создает из глины и мужчину, и женщину. Мужчину - Адама, женщину - Лилит. Образ этой первой женщины иногда можно встретить в художественной литературе. (У М. Цветаевой есть строчка: "как живется вам с другою, вам, познавшему Лилит", то есть первозданную женщину). Лилит, будучи создана, как и Адам, из глины, заявила о том, что они равны, поссорилась с Адамом и покинула его. Тогда Бог понял свою ошибку, и следующую женщину он уже сделал не из глины, а из ребра Адама, чтобы показать ей, что она является частью мужчины и, следовательно, ни в коем случае не должна бунтовать против него, она должна подчиняться мужчине. Этот миф отражает очень интересный аспект отношений: он показывает, что, с одной стороны, действительно, практически любая культура воспроизводит иерархию мужских и женских отношений (мужчина выше женщины, она подчиняется ему), но при этом существует и сопротивление женщины, явный бунт. И то, что это противоречие встречается даже в ветхозаветном мифе, говорит о древности самого противостояния.
Имеющиеся культурные и социальные различия между мужчиной и женщиной не могли не стать и предметом рассмотрения для философов, которых можно считать первыми исследователями культуры. У философов по-разному осмыслялось отношения мужчины и женщины. Греческие философы, например, Платон и Аристотель, считали женщину неполноценным человеком. Это связано с такой чертой античной культуры в целом, как её маскулинность, т.е. её мужественность. Маскулинная культура - это культура, в которой социальный статус мужчины намного выше женского, культура, ориентированная на мужественный тип поведения. Феминная культура - культура, в которой положение женщины является достаточно высоким. Примером такой культуры среди традиционных обществ может служить Древний Египет. Там женщины могли стать фараонами (не только знаменитая Клеопатра, но и Хатшепсут, жившая ещё во II тысячелетии до н.э.), египетские женщины свидетельствовали за себя в суде, занимались торговлей и предпринимательством.