Если мы с вами возьмем научную книжку, то там мы не увидит русских названий растений, все они будут названы на латинском языке, почему кроме бинарной формы используется еще и латинский язык? (Обсуждение в малых группах 1,5 минуты, а затем оглашение мнения групп по очереди.) В тетради делается запись, что все названия записываются латинским языком, т.к. это международный научный язык, а в каждой стране одно и то же растение может называться по разному, а научное название везде одинаково.
Если у вас есть дача и вы там выращиваете разные растения, то знаете, что речь идет не о разных видах, а о сортах. Как вы думаете, что такое сорт растения? Когда мы употребляем понятие сорт, а когда вид? Можно ли таким образом сказать, что по своей сути вид и сорт это одинаковая систематическая категория? (Обсуждение в малых группах 1,5 минуты, а затем оглашение мнения групп по очереди.)
Сейчас давайте займемся распределением растений по классам, в теме семя мы с вами познакомились с двумя классами покрытосеменных растений, вспомните эти классы и заполните таблицу. В качестве примера растений разных классов будут выступать виола трехцветная, горох посевной и ландыш майский (растения показаны либо на таблицах, либо на картинках, но где хорошо заметны признаки, а так же можно выдать гербарные экземпляры; задание можно выполнять каждому самостоятельно, можно в паре, а можно в малой группе; время работы 5 – 7 минут).
Признак |
? класс |
? класс |
Число семядолей в семени | ||
Тип корневой системы | ||
Жилкование листьев | ||
Околоцветник |
Всегда |
Часто |
Название предложенного растения |
После заполнения таблицы учитель подводит итоги, повторяя еще раз кратко всю информацию и изображая в новом виде схему для обозначения связи систематических единиц, которую ученики зарисовывают к себе в тетрадь.
Ответ на задание:
Признак |
Класс однодольные |
Класс двудольные |
Число семядолей в семени |
Одна |
Две |
Тип корневой системы |
Мочковатая |
Стержневая |
Жилкование листьев |
Сетчатое |
Параллельное, дуговое |
Околоцветник |
Всегда двойной окрашенный |
Часто одинарный зеленый или белый |
Название предложенного растения |
Роза собачья |
Ландыш майский |
Если на уроке осталось время, то можно начать заполнять таблицу по характеристике семейств, таблица делается на разворот страницы и число вертикальных строк определяется числом изучаемых семейств.
Семейства классов покрытосеменных растений.
Можно в малых группах, можно в парах, можно индивидуально.
Таблица: Сравнительная характеристика семейств.
Параметры |
Семейство |
Семейство |
Основной представитель | ||
Жизненная форма | ||
Формула цветка | ||
Особенности в строении цветка | ||
Типы соцветий | ||
Виды плодов | ||
Тип листорасположения | ||
Особенности листа | ||
Тип и особенности корневой системы | ||
Значение в природе | ||
Значение для человека | ||
Представители дикорастущие | ||
Представители сельскохозяйственные | ||
Представители лекарственные | ||
Представители декоративные | ||
Рисунок цветка | ||
Рисунок плода | ||
Схема-диаграмма цветка |