Кант разрабатывал понятие идеального бессмертия как принципа осуществления высшего морального закона (категорического императива) в бытии человеческого рода, гарантом чего, по его мнению, выступала вера в существование Бога. В философии Гегеля понятие о бессмертии отождествлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи: осуществлением необходимости через непрерывное превращение возможного в действительное. Традиционная вера в личное бессмертие в гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего в жизни человека. Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о бессмертии абсолютной идеи. Философия марксизма разрабатывала представление о бессмертии как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при соответствующих условиях порождать внеземные формы разума. Акцентировалось внимание на понятии социального Б. личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего человечества. Марксистская философия, последовательно проводя установки философского материализма, отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия, не оставляет ему надежды на «загробную жизнь»[6].
Оригинальное толкование проблема бессмертия получила в русской философии второй половины 19 - начала 20 вв. По мнению Бердяева, проблема бессмертия, прославления жизни как универсальной ценности – самая главная проблема человечества[7].
В проекте «общего дела» Федорова предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физического воскрешения всех поколений человеческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для бессмертия жизни, жизни добра без зла. В духовных исканиях русских писателей проблема бессмертия была проблемой поиска идеала, который мог бы служить руководством отношения человека к миру, возвеличивая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л.Н. Толстой, Достоевский). Решение проблемы бессмертия тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти.
Заключение
Так есть ли бессмертие? И, да и нет. В него можно верить, но это дело каждого.
В качестве вывода можно лишь отметить, что важнейшей философско-этической проблемой, имеющей смысложизненное значение для человека, является проблема сохранения достоинства перед лицом смерти. Достойный образец решения этого вопроса дают нам наши предки. Вспомним слова Святослава Игоревича перед решающей битвой: «Да не посрамим земле Русские, поляжем костьми, мертви бо срама не имам».
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно нереализуемое, адекватное существо.
Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.
[1] Моуди Р. Жизнь после жизни: Исследование феномена выживания после физической смерти. – СПб., 1992. – С. 51.
[2] Янушкявичюс Р. В. Основы нравственности / Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. – М., 1998. – С. 446.
[3] Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д, 1998. – С. 289.
[4] Жизнь после смерти / Под ред. Гуревича П.С. – М.: Советский писатель, 1990. – С.226.
[5] Янушкявичюс Р.В. Основы нравственности / Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. – М., 1998. – С. 447.
[6] Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997. – С.175.
[7] Гуревич. П.С. Основы философии: Учебное пособие. – М., 2000. – С. 167.