Для начала рассмотрим сами понятия научной эволюции и научной революции.
· Период постепенного приращения, накопления знаний носит название научной эволюции.
· Коренная смена, ломка устаревших основополагающих представлений о мире и установление новых, носит название научной революции.
Динамика научного знания характеризуется последовательно сменяющимися стадиями эволюционного и революционного развития. Одним из важнейших результатов научной революции является утверждение нового стиля мышления в науке.
По мнению историков науки, естествознание прошло три стадии исторического развития и в конце 20- начале 21 в.в. вступает в четвёртую. Первый этап развития естествознания носит название доклассического. Его характерными чертами являются -- накопление общих, практических знаний о природе, формирование конкретных естественнонаучных знаний в области математики, астрономии, химии, биологии на эмпирической базе. Древние цивилизации дали миру множество конкретных знаний о природе, но им не было свойственны ни фундаментальность, ни теоретичность. Предпочтение отдавалось интуиции и сверхчувственному познанию.
Появление и зарождение естественнонаучных знаний связывают с Древней Грецией 7 -- 8 вв. до н.э. Именно в Греции появляются первые научные программы, возникают такие формы познавательной деятельности, как
систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализацию. Первыми научными программами стали:
· математическая программа (Пифагор, Платон)
· учение атомизма (Левкипп, Демокрит)
· программа Аристотеля
В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философское учение о Боге). В этой ситуации наука становится средством решения чисто практических задач. В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия.
Период конца 16 -- начала 17 столетия связывают в естествознании с формированием и систематическим развитием экспериментально-теоретических исследований, его часто именуют аналитическим, или точным естествознанием (либо периодом становления классического естествознания). Наука вытесняла религию в качестве интеллектуального авторитета. Вера и разум были окончательно разведены в разные стороны.
В естествознании постепенно складывались предпосылки для новых крупных научных революций, начавшихся в конце 18-- начале 19 века и охвативших одновременно несколько областей знания. Это были так называемые комплексные научные революции (коренная смена, ломка устаревших научных представлений), протекавшие в рамках классической науки и мировоззрения (физика, химия, химическая атомистика, эволюционная теория Ламарка в биологии, теория развития Земли, палеонтология Кювье, эмбриология Бэр).
Особое значение имели революции, связанные с тремя великими открытиями второй трети 19 в. -- клеточной теории Шлейденом и Шванном, закона сохранения и превращения энергии Майером и Джоулем, создание Дарвином эволюционного учения. Затем последовали открытия, продемонстрировавшие диалектику природы полнее: создание теории химического строения органических соединений (А.М. Бутлеров, 1861), периодической системы элементов (Д.И. Менделеев, 1869), химической термодинамики (Вант-Гофф, Дж. Гиббс), основ научной физиологии (Сеченов, 1863), электромагнитной теории света (Максвелл, 1873).
В 19 и начале 20 века естествознание вступило в свой золотой век. Во всех его важнейших областях произошли удивительные открытия. Оптимизм этой эпохи был напрямую связан с верой в науку и ее способность до неузнаваемости преобразить состояние человеческого знания, обеспечить здоровье и благосостояние людей.
Сложившаяся ситуация в науке и мировоззрении требовала своего разрешения. Оно появилось в ходе новейшей революции в естествознании, начавшейся с 90-х годов 19 века и продолжавшейся до середины 20 века. Это была глобальная научная революция, по своим результатам и значению сравнимая с революцией 16--17 веков. Она началась в физике, затем проникла в другие естественные науки, кардинально изменила философские, методологические, гносеологические, логические основания науки в целом, создав феномен современной науки.