Проблема смерти и бессмертия имеет глубокие религиозно-духовные истоки. В мифологии, религии и философии человек издавна пытался решить эту фундаментальную проблему: переселение души в восточных культурах, поиск эликсира «вечной молодости» как постоянный многовековый стимул развития западной науки, поиск «живой воды» как вечный сюжет русских сказок и др.
В современных условиях, когда медико-биологические исследования затрагивают самые основы бытия, речь идет о более четкой демаркации между жизнью и смертью человека. Этическая направленность медицины отчетливо прослеживается в проблеме эвтаназии - гуманном умерщвлении безнадежно больных. Поэтому столь большое значение придается выявлению и обоснованию критериев жизни.
В прошлом одним из основных признаков жизни считалось сохранение не стимулируемых извне сердечных сокращений и спонтанное дыхание. В конце XX в. важнейшим критерием становится жизнь головного мозга и его структур, обеспечивающих высшую нервную деятельность.
Понятие «смерть» альтернативно понятию «бессмертие», т.е. возможности продления жизни бесконечно длительное время. В сугубо биологическом контексте речь идет об омоложении организма, поддержании жизнедеятельности в условиях анабиоза. В данном случае ставится задача бесконечно долго сохранять материальный (биологический) носитель жизни.