Наука в настоящее время является наиболее развитой, сложной и специализированной формой познания. Но наряду с ней был и продолжает существовать значительный ряд вненаучных форм знания
, среди которых: ненаучное,понимаемое как обыденное или здравый смысл, не формализуется и не описывается законами; донаучное
, выступающее прототипом и предпосылочной базой научного (учение о флогистоне, алхимия, астрология); паранаучное
(или девиантная наука) как несовместимое, отклоняющееся от эталонов и норм, принятых в науке (парапсихология, гелиобиология А. Чижевского и др.); лженаучное
(псевдонаучное), как сознательно эксплуатирующее домыслы, мифы и предрассудки (лысенковская агробиология); антинаучное
как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности в борьбе с наукой. Эти вненаучные формы познания играют в жизни людей весьма значительную роль и иногда незаменимы с практической точки зрения.
Как правило, люди располагают большим объемом обыденного знания – самого распространенного среди вненаучных. Обыденные знания производятся повседневным житейским опытом и общением. Они включают в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Такие знания слабо отражают глубинные, сущностные связи предметов и наряду с объективно-истинными представлениями часто содержат предрассудки, поспешные и противоречивые обобщения. Это – результат неспециализированной (непрофессиональной) познавательной деятельности, свойственной каждому нормальному человеку в процессе его жизнедеятельности. Её продуктом служит жизненно-практическое знание. Оно не оформлено концептуально и не требует для своей передачи и усвоения специальной подготовки. Вместе с тем оно является основой взаимопонимания людей в их повседневной деятельности, и образует глубинный пласт всякого другого знания, в том числе и научного. Научное знание не отменяет и не может полностью заменить знание вненаучное. В культуре нужны все виды знаний.
Суммируя вышесказанное, перечислим отличительные признаки научного познания
:
Особые объекты познания (их нельзя познать лишь с помощью обыденного опыта – микромир, законы природы и общества и т.д.);
Предметный и объективный способ рассмотрения изучаемых объектов, направленный на выявление их сущности, закона.
Особый язык науки, придающий строгие значения научным терминам и понятиям;
Основу исследования составляет научный метод – специально разрабатываемый путь, способ познания;
Специфические объекты науки обусловливают и использование особых средств научно-познавательной деятельности – специальной аппаратуры, инструментов, приборных установок;
Научное исследование должны вести специально подготовленные и обученные люди (отличие по субъекту познания);
Истинность знания в науке всегда специально обосновывается, доказывается, подтверждается экспериментом;
Научное знание отличает системность, целостность, непротиворечивость, строгая логичность и точность выводов;
Цель науки – поиск истины, получение нового объективного знания о мире, выходящего за рамки существующего опыта и практики, опережающего и прогнозирующего характера.
Таким образом, исходя из вышеизложенных представлений о сущности и
роли науки в культуре и обществе
, (что называется социокультурнымстатусом науки),
– мы можем дать ее более точное определение.
Традиционно наука рассматривается с трех сторон: как особый вид человеческой деятельности, как система дисциплинарных знаний и как социальный институт. Как вид деятельности
– это познавательная деятельность, направленная на получение нового объективно-истинного знания и осуществляемая в форме специализированного научного исследования. Результаты этой деятельности фиксируются в форме научных представлений, понятий, теорий, научной картины мира. Как система знаний