В 1993 году сборник «Русский космизм» опубликовал статью белорусского философа А.К. Манеева «Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека». Судя по терминам названия – это явно не школьная статья. Но даже поверхностное чтение указывает на необходимость изучения ее в рамках нового школьного предмета «Вселенная и человек». И статья, и предмет посвящены доказательству материальности души и всех ее проявлений. Если бы Манеев назвал статью «Предположение о душе как основе жизни и поведения человека», то круг заинтересованных расширился.
Изложим основные моменты статьи на школьном языке, стараясь не искажать научных понятий. Прежде всего, интересна мысль Манеева о беспомощности современной Науки в доказательстве материальности души:
« .Как известно, все понятия определить материальную суть и физическую природу этих процессов ни привели ни к чему. Возникает вопрос: почему? Ответ на этот вопрос, мне кажется, может быть единственный: не там искали .». Манеев предполагает, что душа это особый вид материи, а именно биополе. Любое поле – особый вид материи. Вся его особость состоит в нашей невозможности сегодня: зарегистрировать его, представить его структуру, объяснить его взаимодействие с другими формами материи, т.е. мы обозначаем словом «поле» все, что до конца не понимаем. А не понятно нам даже и то, что доступно нашим ощущениям. Но всякое незнание не означает полного отсутствия. Подобная история происходила с познанием атома и длилась она 2000 лет. Демокрит утверждал, будто есть атомы и поля, а пустоты нет.
Вообще, во время чтения статьи не покидает ощущение, что ее содержание - это подгонка под ответ (под описание иногда происходящих явлений, которые не всеми наблюдаются и не происходят по заказу в назначенное время в назначенном месте). Но даже это ощущение не портит новизны материала статьи - ведь это первая попытка материализовать то, что до Манеева считалось плодом воображения. В качестве основного доказательства материальности души Манеев использует свойства памяти человека, которая « .не могла бы оказаться столь устойчивой, будь она записана на клетках или молекулах, либо даже на атомах, поскольку при температуре человеческого тела тепловые флуктуации атомов и молекул, а особенно процессы метаболизма сравнительно быстро уничтожили и удалили из организма так записанную в нем информацию. Возможно ее «запись» осуществлена на некотором суперустойчивом носителе полевого типа . »
Какими же свойствами наделяет Манеев свое «творение»? Они совершенно необычны для нас и полностью меняют наше представление о строении материи. Во-первых, в отличие от «известных» нам полей, издаваемых отдельными частицами, оно непрерывно. Так устроен мир: биополе – это его основа, биополе подобно «бульону», в котором «плавают» все зернистые формы материи. Благодаря своей непрерывности, биополе не может быть ничем разрушено, ведь оно заполняет пустоты между «зернами материи и, в частности, заполняет пустоты между «зернами » того оружия, которым вы пытаетесь его разрушить
« .Биополе . выступает разновидностью непрерывно-полевых формаций ., как тончайшая полевая формация, как бесточечная непрерывность, биополе не может быть разрушено, ибо более тонких структур, способных расчленить его, не существует, а структурно более сложные образования, в силу своей одискреченности, проницаемы для него .»
Во-вторых, оно всепротяженно, т.е. пронизывает Вселенную. И это означает, что жизнь – это свойство Вселенной, т.е. то, без чего ее и представить нельзя. Вселенная населена живыми организмами. Жизнь в ней возникает везде, где есть для этого подходящие условия. Формы жизни могут быть и разные, но косной материи во Вселенной нет. Все ее элементы обладают духовностью (с разной, конечно, интенсивностью) и в этом смысле каждый камень имеет душу – ведь способен же он хранить царапину – простейшую форму внешнего для него воздействия. А где возникает жизнь, там появляется и разум. Вселенная не просто населена. Она должна быть населена разумными существами. « .Макромасштабно биополе представлено внутренним компонентом ., заключенным в рамках тела организма, с также внешним компонентом, . уходящим в бесконечность .»