Использование на уроке биологии цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет
· изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;
· использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
· применять разноуровневые задания для учеников одного класса;
· создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;
· использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.
Использование цифрового микроскопа при проведении школьных биологических исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.
Ход урока
Лабораторная работа «Строение эпителиальных тканей».
Цель:познакомиться с особенностями строения и классификацией эпителиев, примерами желез.
Объекты иизученя: готовые микропрепараты «Высокий призматический эпителий почки кролика», «Низкий призматический эпителий почки кролика», «Роговица глаза коровы», «Мерцательный эпителий кишечника беззубки», «Однослойный эпителий».
Оборудование: цифровой микроскоп.
Клетки микропрепарата окрашены розовым цветом, ядра сиреневым. При изучении микропрепарата обращают внимание на форму клеток, их тесное соприкосновение. Микропрепарат рассматривают под микроскопом при увеличении 80х и 200х.
При увеличении 80х наблюдают рыхлую соединительную ткань, состоящую из одноядерных округлых клеток и межклеточного вещества. На фоне соединительной ткани наблюдают срезы множества поперечных канальцев. В зависимости от диаметра просвета канальцев, они выстланы изнутри кубическими или призматическими клетками однослойного эпителия.
При увеличении 200х выбирают участок микропрепарата с хорошо различными клетками канальца. Ядра этих клеток крупные, расположены приблизительно в центре или ближе к базальной части клетки. Базальные концы эпителиальных клеток обращены к соединительной ткани и расположены на так называемой базальной мембране. Противоположные (апикальные) концы клеток, обращены в просвет канальца и скреплены замыкательными пластинками, которые препятствуют проникновению тканевой жидкости из канальцев в межклеточное пространство рыхлой соединительной ткани.
Препарат зарисовывают. После проведения наблюдений, используя материал учебника, заполняют таблицу «Эпителиальные ткани» по форме: начале урока учитель знакомлю учащихся с понятием ткани, основываясь на знаниях о
Микропрепарат «Высокий призматический эпителий почки кролика»
Микропрепарат «Низкий призматический эпителий почки кролика»
На микропрепарате «Высокий призматический эпителий почки кролика» при увеличении 200х наблюдают однослойный высокопризматический железистый эпителий. Обращают внимание на форму клеток и их тесное соприкосновение. Это высокие и узкие цилиндрические клетки. Благодаря такой форме на единицу площади эпителия приходится больше цитоплазмы. В каждой клетке наблюдают ядро, расположенное ближе к базальной части клеток. Базальные концы эпителиальных клеток обращены к соединительной ткани и расположены на базальной мембране. Противоположные (апикальные) концы клеток, обращены в просвет канала. Цилиндрический эпителий выстилает стенки желудка; слизь, выделяемая железистыми клетками, защищает слизистую желудка от воздействия его кислого содержимого и от переваривания ферментами.