Эволюция полового поведения
Американский антрополог Оуэн Лавджой в своих работах предлагает модель, в которой центральное место занимает объяснение трех уникальных человеческих особенностей – двуногости, редукции клыков и скрытой овуляции – переходом человека к моногамии.
Скрытая овуляция потребовалась, чтобы запустить программу «секс в обмен на пищу» и, по мнению Лавджоя, чтобы помочь самке поддерживать моногамные отношения в условиях большой группы. Но нужно обратить внимание на то, что моногамия в составе группы – конструкция совершенно экзотическая, особенно если самка постоянно сохранят свою сексуальную привлекательность для половозрелых самцов, которые к тому же все как один умные и хитрые, и также готовы предлагать пищу в обмен на секс. С позиций самки в условиях периодического дефицита пищевых ресурсов ограничивать поощрительный секс верностью кому-либо является непродуктивной стратегий. Особенно учитывая большую вероятность гибели самца на охоте, автоматически обрекающую на гибель ее и детей – если уж моногамия, то при дефиците пищи ни один самец не будет кормить чужих детей в ущерб своим, даже за хороший секс. Моногамия в составе группы – очень сложный социальный проект. Она по определению требует выхода вида из состояния частого дефицита пищевых ресурсов, экстерриториальности семьи в составе стае или племени (пусть самой элементарной, но недвижимости, хотя бы шалаша), некоторой общепризнаваемой всей группой законодательной базы, поддерживающей моногамию, и механизмов, обеспечивающих исполнение законов.
Двуногость по Лавджою обусловлена необходимостью переносить на большие расстояния еду для семьи.
Редукция клыков – тем, что агрессивные клыкастые мужья вышли у самок «из моды», потому как незаботливые по отношению к ним и потомству, уменьшение клыков способствовало снижению внутригрупповой агрессии и создало предпосылки для развития эффективной кооперации и переходу к сложным видам совместной деятельности. Поэтому последующее увеличение мозга и развитие каменной индустрии в модели Лавджоя представляется логичным следствием выбранной стратегии моногамии.
В. Дольник в своей работе об эволюции и роли механизме полового отбора в процессе эволюции человека иначе рассматривает проблему моногамии.
В исторический период человечество имело иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений: групповой брак, полигинию (один мужчина и несколько женщин), полиандрию (одна женщина и несколько мужчин - большая редкость, существовавшая у одного из народов Индокитая) и моногамию (один мужчина и одна женщина). Последняя в двух формах - пожизненной и допускающей развод. Одиночная семья (мать с детьми без отца) встречалась лишь как вкрапление в общества с иными системами, если не верить мифам об амазонках. И во всех этих системах люди жили по-своему счастливо и не считали, что это противоестественно! К нашему времени полиандрия исчезла, групповой брак сохранился лишь у немногих племен, полигиния сильно сократилась, но осталась у миллионов мусульман, а моногамия расширилась, однако не пожизненная, а с разводом. Одиночная семья тоже стала встречаться чаще. В XIX веке утописты предсказывали отмирание семьи и возникновение непожизненных браков по любви с коллективным воспитанием детей, но этого не случилось, да и не случится, так как придет в противоречие с инстинктивной потребностью детей иметь родителей и с материнским (родительским) инстинктом взрослых.
Существование у человека нескольких брачных систем для биолога удивительнее, чем для остальных людей, ибо он знает, что брачная система - видовой признак, один вид животных имеет одну какую-то систему и никакую другую систему принять не может, она будет противоречить его естеству, его инстинктам.
Так почему же у человечества - единого биологического вида - совершенно естественным образом оказалось несколько брачных программ? К размышлению над этим вопросом я и приглашаю читателей.