В естественном процессе перехода от жизни к смерти существует своя традиция, свои этапы.
Этап старения сопровождается ограничением выбора сферы деятельности, снижением уровня здоровья, переходом от независимости к зависимости от других. В общем-то, старение дискомфортно. Поэтому человечество всегда волновало проблема продления жизни. Детально эти вопросы изучает геронтология. Первый опыт продления жизни был зафиксирован ещё в древние времена, когда царя Соломона обкладывали молоденькими девушками чтобы вдохнуть силу и молодость в немощное тело. Аристотель искал «квинтэссенцию» - пятую сущность, стоящую выше земли, воды, воздуха и огня, в которой, как он полагал, заключена тайна рождения и умирания. Алхимики Средневековья искали «философский камень», дающий не только богатство, но и вечную жизнь, с его помощью предполагалось создать «эликсир молодости». В общем – то и до сегодняшнего дня человечество не отказалось от попыток продлить жизнь человека. Частично это удаётся. Но мечты о «вечной жизни» остаются. Наглядный пример тому – популярность фильмов типа «Горец», различных триллеров о жизни после смерти.
Этап обратимой «клинической» смерти некоторые представители интуитивизма объясняют как такое качественное состояние организма человека, в котором он продолжает жить. Так, Р. Моуди в книге «Жизнь после смерти» приводит результаты исследования ста случаев клинической смерти. Эти исследования показали, что перенёсшие клиническую смерть испытывали одни и те же ощущения – «движение по тоннелю», « встречу с покойными близкими» и т.д. Это дало основание Моуди сделать вывод о том, что человек после смерти продолжает жить: «…развитие души продолжается и за земной чертой, возможно, целую вечность или в течение какого-то промежутка времени, причем с такой углубленностью, о которой мы можем лишь только догадываться, «как сквозь тусклое стекло»[1]. Однако пока этот вывод является лишь слабым утешением, не более того.
Третий этап - необратимая биологическая смерть. Для человека это грядущая вселенская катастрофа. И он боится смерти, поэтому страх перед смертью – это естественное, нормальное состояние нормального человека.
Перед лицом этого страха человек ищет защиты. Он не может постоянно находиться под гнётом осознания неизбежности смерти. Поэтому он вытесняет это осознание, создаёт различные способы компенсации своей смертности. В качестве такой защиты от страха неминуемой смерти человек создаёт механизм упрочнения в сознании идеи своего бессмертия, идеи отрицания смерти, т.е. механизм иммортализации. Эти способы зависят от того, какие смысложизненые ценности берутся в качестве основополагающих, в каких из них человек видит своё бессмертие. Наибольшее распространение имеют следующие способы иммортализации: а) родовое бессмертие, т.е. видение продолжение себя и своей жизни в потомстве, в детях; б) творческое бессмертие, т.е. оставление памяти о себе в результатах своей деятельности (в построенном доме, написанной книге, в своих учениках); мы говорим о людях, оставивших после себя великие произведения искусства, литературы, науки, как о бессмертных; вспомним Пушкина: «Весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет»[2]; в) религиозное бессмертие, основанное на установке о продолжении жизни в раю, на стремлении слиянии с Богом и т.п.; г) натуралистическое бессмертие, ориентированное на слиянии с природой или на перерождение в буддийском смысле; д) чувственное бессмертие, представляющее собой стремление к потере чувства времени в экстазе, наркотическом опьянении и т.д.