Беря за образец аксиомы Аристотеля, мы можем на нашем бедном земном языке выразить главную аксиому новой логики: А есть и А, и не А или Всякая вещь есть и А и не А или Всякая вещь есть Все.
Но эти формулы совершенно невозможны по существу. И это не есть аксиомы высшей логики. Это только попытки выразить аксиомы этой логики в понятиях. В действительности идеи высшей логики эмерджентны и невыразимы в понятиях. Усвоить основные принципы высшей логики - это, значит, усвоить основы идеализма или основы понимания пространства высших измерений.
Так же необходимо отметить, что Успенский выделяет так называемое общение с невидимым нам миром. Это общение он видит в мистике. Что же такое мистика? Мистика - познание расширенным сознанием. Рассматривая мистические состояния, как познание расширенным сознанием, мы можем дать совершенно точные критерии их распознавания и выделения из массы остального технического опыта: мистическое состояние дают познание, которого не может дать ничто другое; познание ноуменального мира со всеми его признаками; людей разных веков и разных народов обнаруживают поразительное сходство, а иногда полную тождественность; результаты мистического опыта совершенно нелогичны с нашей обычной точки зрения. Они металогичны, т.е. к ним вполне применимы «третьи инструменты», которые и являются ключом к мистическому опыту.
Существуют более 150 «Эзотерических Доктрин», перечисленных востоковедами, которые считают, что древнейшая была написана, вероятно, около 600 лет до Р. Хр. Они трактуют и излагают тайный мистический смысл Ведических текстов, говорят о начале Вселенной, о природе Божества и о Духе и Душе, так же и о метафизической связи Разума с Материей. Вкратце они содержат начало и конец человеческого знания.
Материя существует, строго говоря, как понятие. Но характер материи, даже если его рассматривать как понятие, настолько неочевиден, что большинство людей не в состоянии даже сказать точно, что они подразумевают под этим словом. Материя - это такое же отвлеченное понятие, как истина, добро, зло.
В статье « О природе реальности» И.Н.Калинаускас пишет, что есть два соразмерных мира - мир субъективной реальности человека и мир объективной реальности. Человек как самосознание, как самость, дан самому себе как пограничное существо, у которого по одну сторону - объективная реальность, по другую - субъективная. Общая интеллектуальная установка в нашей культуре состоит в том, что сознанием человек обращен к реальности. Таким образом, при создании того или иного описания Мира объективной реальности фиксируется та или иная интеллектуальная установка по отношению ко всему, что для нас является объективной реальностью, причем из нее одно место чаще всего исключается. Это место - мы сами - как часть объективной реальности, потому что это место как бы не поддается освещению сознанием и интеллектом.
Такой подход определяет магическое концептуальное отношение к физическому телу. Человеческое тело уподобляется космосу, реальности как таковой, и получается как бы космос в космосе. И все это с одной целью - убрать интеллектуальный дискомфорт, который возникает при таком взгляде на себя. Невозможность увидеть себя изнутри - как часть объективной реальности - это первая дверь, отделяющая для нас субъективное от объективного. Вторая дверь состоит в том, что взгляд на свою объективную реальность, т.е. на пространство переживаний, ощущений, мыслей, чувств обнаруживает, что в моей так называемой субъективной реальности есть немало вещей, которые от меня не зависят, с которыми я не могу справиться, ими не могу управлять, которые существуют по законам, находящимся вне меня, а значит, это, опять же, объективная реальность. А как же тогда думать о себе? Никак. Природа самосознания - нулевая. Предельная самотождественность в области самосознания состоит в простом утверждении: «Я есть, Я существую, Я - это Я». Вот этих утверждений достаточно. Больше о себе, как о себе, думать нечего. Это и есть пребывание в Мире.
И когда это так: Я есть чистый дух, нулевая вещественность, «Я - это Я» - вот тогда можно думать о своей воплощенности. Не о себе, а своей воплощенности, лежащей вне меня. С этого момента Мир действительно становится един. Реальность едина. Деление на субъективное - объективное, мое - не мое, твое - мое исчезает, но остается воплощенность данного конкретного Духа, конкретная воплощенность моего Я. В этой ситуации наступает момент, когда воплощенность можно действительно видеть, видеть, что есть то, что, мы называем сознанием, что есть чувства, что, есть фантазия, что, есть воображение, что, есть отношение к другим воплощениям, что есть реальность и что есть духовный путь. Духовный путь - это путь к Духу, а путь к Духу - это путь к себе, к чистой, ничем не замутненной субъективности.